Маркетри
Маркетри
(от франц. marquer - размечать, расчерчивать) вид мозаики по
дереву, при котором мозаичный набор выполняют из кусочков
шпона разных пород древесины. Элементы мозаики врезают в
шпон, служащий фоном, закрепляют бумагой, смазанной клеем, и
вместе с фоном наклеивают на поверхность изделия. Появление
маркетри стало возможным только после изобретения во второй
половине XVI в. станка для производства пиленого шпона. С
этого времени стали облицовывать мебель, изготовленную из
древесины местных недорогих пород, шпоном ценных привозных
пород древесины (черного, красного, розового дерева). В
середине XVII в. во Франции впервые применили для
облицовывания мозаичные наборы, которые изготовляли из
кусочков шпона по предварительному рисунку. Техника маркетри
быстро распространилась во всех странах Европы, вытеснив
применявшуюся ранее интарсию.
В маркетри объединены два процесса: интарсия - врезка по
определенному рисунку в фоновый шпон кусочков шпона другой
породы древесины или другого цвета и облицовывание -
наклеивание всего набора на украшаемую поверхность изделия.
Кроме врезки элементов мозаики в фоновый шпон существуют и
другие способы выполнения маркетри. Если мозаика
представляет собой простой геометрический рисунок типа
паркета из одинаковых прямолинейных геометрических фигур, то
набор можно делать путем склеивания предварительно
нарезанных элементов по кромкам или путем наклеивания их на
расчерченную бумагу вплотную друг к другу. Такой набор
получил название паркетри (от слова паркет).
Если рисунок заполняет всю поверхность (фона нет или он
незначителен по площади), элементы мозаики один за другим
врезают и вклеивают в лист плотной бумаги (набор в бумагу),
на которую нанесен контурный рисунок мозаики. Постепенно всю
бумагу заменяют кусочками шпона. Если требуется получить
несколько однотипных орнаментальных наборов, то фон и
рисунок вырезают одновременно с помощью лобзика. Два листа
шпона, один из которых выбран для фона, а другой - для
вставки, наклеивают на бумагу и накладывают один на другой,
скрепив в нескольких местах клеем. На верхний лист шпона
наносят контур рисунка и выпиливают его лобзиком. Разъединив
листы шпона, получают сразу два гнезда и две вставки, из
которых изготовляют два набора, противоположных по цвету.
Так как при этом способе элементы фона и рисунка вырезают
одновременно, они плотно соединяются, обеспечивая высокое
качество набора. Наивысшего расцвета техника маркетри
достигла в XVIII в. Ее широко применяли для украшения
интерьеров и мебели. Использование тонких пластинок шпона
позволяло украшать мозаичными наборами не только плоские, но
и криволинейные поверхности.
Немаловажную роль в развитии маркетри сыграл французский
мебельщик Андре Шарль Буль (1642 - 1732), обогативший
маркетри применением наряду со шпоном ценных пород
древесины, вставок из латуни, меди, слоновой кости, панциря
черепахи, перламутра. Техника Буля заключалась в том, что
наложенные одна на другую и зажатые в тисках пластинки из
разных материалов (например, металла и панциря черепахи) по
нанесенному на верхнюю пластинку рисунку распиливали
лобзиком или разрезали ножом. Соединяя элементы рисунка,
вырезанные из верхней пластинки, с элементами фона,
вырезанными из нижней пластинки, Буль получал изящные
переплетающиеся узоры из блестящего металла на фоне
черепахового панциря.
Будучи талантливым архитектором, художником и гравером, Буль
проектировал мебель и выполнял все операции, связанные с ее
изготовлением и отделкой. Мастерская Буля, в которой
работали и четыре его сына, со временем выросла в крупное
мебельное предприятие, выпускавшее мебель в так называемом
стиле Буль. Эта мебель - крупные шкафы, комоды, декоративные
столики, подставки и футляры для часов и др., отличающаяся
строгой величавостью форм, богатством и безукоризненным
качеством отделки, бережно хранится во многих музеях мира.
Вслед за Булем во Франции работали выдающиеся мастера
маркетри Жан Франсуа Эбен и Жан Анри Ризенер, которые
использовали в наборах экзотические породы древесины -
красное, розовое и фиалковое дерево, амарант, палисандр,
пальму, лимонное дерево и т. д. В Германии в конце XVIII в.
прославился безукоризненной техникой мозаичных наборов Давид
Рентген, который выполнял не только наборы, украшавшие
мебель, но и декоративные настенные панно. По художественной
выразительности эти панно соперничают с живописными
полотнами. Мозаика из дерева обладает высокими декоративными
качествами. Теплотой цвета, богатейшим природным рисунком,
мягкими благородными тонами древесины она приковывает
внимание людей, доставляя большое эстетическое наслаждение.
Способы выполнения инкрустации
Мозаика — способ выполнения из однородных или различных по
материалу частиц (камень, стекло, керамическая плитка,
дерево) орнаментальных или сюжетных изображений. Мозаика
используется для отделки и украшения интерьеров общественных
зданий, монументальных сооружений, предметов
декоративно-прикладного искусства; мебели, музыкальных
инструментов, оружия, иногда при создании станковых картин.
Виды мозаики
1. Инкрустация — украшение изделия врезанными в его
поверхность пластинок из металла, слоновой кости, перламутра
и других материалов. При этом врезка (вставка) находится на
одном уровне с украшаемой поверхностью и отличается от него
цветом или материалом.
Способы выполнения инкрустации
Первый: вставка имеет большой
размер и несложную форму.
Технология. Сначала вырезать вставку, наложить ее на
изделие, оконтурить острым предметом и по полученному
рисунку сделать выемку (гнезда), в которую вложить вставку.
Второй: на поверхность изделия
нанести рисунок вставки, по контуру рисунка сделать
неглубокий разрез.
Технология. Выбрать стамеской
выемку с чуть скошенными ровными краями, подогнать рисунок.
Закрепить вставку в выемке с помощью клея или мастики.
Тщательно выровнять поверхность.
Примечание: Для лучшего
сцепления на обратной стороне вставки и на дне выемки
сделать насечки. В Древней Греции и Риме широко использовали
инкрустацию для украшения изделий из дерева. В античную
эпоху основным материалом для инкрустации была кость,
обработка которой аналогична обработке твердых пород дерева.
Украшения из кости представляли собой геометрические или
растительные орнаменты, а также вставки в виде людей и
животных.
Способ имитации инкрустации.
Имитация инкрустации осуществлялась с помощью цветных паст,
которыми заполняли углубления в древесине. Для того, чтобы
сымитировать слоновую кость, черное дерево, малахит, бронзу
— пасту готовили из цветных пигментов и смешивали с клеем.
Так как процесс инкрустации сложен и трудоемок, требует
большого мастерства, он был вытеснен другими видами мозаики.
Сейчас инкрустацию выполняют лишь при изготовлении небольших
сувениров, реставрации старинной мебели.
2. Интарсия —
фигурное изображение, узоры из пластинок дерева, разных по
текстуре, цвету, врезанных в деревянную поверхность.
Интарсия выполняется так же, как и инкрустация.
Особенности интарсии: при интарсии отдельные деревянные
пластинки, составляющие узор, плотно пригоняют по кромкам,
склеивают и вкладывают в массив украшаемого предмета, где
режущим инструментом заранее выбирают углубления, равные
толщине набора. Лицевую сторону пластинок тщательно
сглаживают и полируют. Нижнюю поверхность оставляют
шероховатой для лучшего сцепления с основой. При интарсии в
качестве фона для мозаичных украшений выступает массив
древесины изделия. Пик расцвета интарсии достиг в эпоху
Возрождения в Италии. Только во Флоренции в середине XV в.
работало более 80 мастерских. Мозаикой украшали в основном
церковную мебель и утварь. Методами украшения служили
геометрические и растительные орнаменты. Для фона
применялись темные породы древесины. Для рисунка — светлые,
и наоборот. Зародилась интарсия в Древнем Египте, где
древесину с красивой текстурой и ярким цветом стали
применять для инкрустации деревянных изделий наряду со
слоновой костью, металлом, перламутром, камнями. Древние
греки, чтобы изменить цвет древесины, пропитывали ее маслом,
квасцами, кипятили в краске. Изготовляли из кипариса, кедра
также саркофаги. Украшали их орнаментами растительных форм,
применяя самшит, клен, железное дерево, кизил. С развитием
мастерства орнаментальные композиции усложнились. Стали
появляться многоугольные перспективные изображения городских
улиц, сцен из повседневной жизни, исторических событий. При
изготовлении сюжетных наборов стали применять гравирование,
травление, обжиг древесины. Из Италии интарсия проникла во
Францию, Германию и другие страны Центральной Европы.
3. Блочная мозаика.
При блочной мозаике по выбранному рисунку из разноцветных
брусочков или пластинок древесины различного сечения
склеивают блоки. Затем их разрезают поперек на множе ство
тонких пластинок с одинаковыми рисунками. Пластинки можно
вставлять в углубления или на клеивать на поверхность
изделия.
Древний Восток является родиной блочной мозаики. При ее
помощи изготовляли украшения на персидских шкатулках. В
Италии, где блочная мозаика получила дальнейшее развитие,
итальянские мастера наряду с древесиной склеивали в блоки
кость, рог. Название этой мозаики — чертозианская,
происходит от названия монастыря. Мелкими нарядными
геометрическими узорами в Италии и Испании в ХУ-ХУ1 вв.
украшали стулья, кресла. В связи с тем, что процесс блочной
мозаики поддается мехапизиро-ванию, он находит применение и
в настоящее время.
4. Маркетри —
художественный набор из различных по цвету деревянных
пластинок с наклеивани ем на основу. Основой является
многослойная фанера или украшаемое изделие: мебель, пианино.
Ку сочки набора подклеиваются с обратной стороны клейкой
бумажной лентой. Сам набор наклеивается лицевой стороной
на-основу под прессом.
Условия для появления маркетри появились после изобретения
во второй половине XVI в. станка для производства пиленого
шпона. С этого момента шпоном стали ценные породы: черное,
красное, розо вое дерево — ими стали облицовывать мебель из
местных недорогих пород.
В маркетри существуют два процесса. Интарсия-врезка по
определенному рисунку в фоновый шпон кусочков шпона другой
породы или другого цвета древесины. Облицовывание -
нанесение всего набора на украшаемую поверхность изделия.
5. Паркетри —
это набор, при котором мозаика представляет собой простой
рисунок, типа паркета из одинаковых прямолинейных
геометрических фигур. Этот набор делается способом
склеивания предварительно нарезанных элементов по кромкам,
или путем наклеивания их на расчерченную бумагу вплотную
друг к другу. Когда рисунок заполняет всю поверхность,
элементы мозаики врезают один за другим и вклеивают в лист
плотной бумаги (набор в бумагу), на которую нанесен
контурный рисунок мозаики. Постепенно всю бумагу заменяют
кусочками шпона. Для того, чтобы получить несколько
однотипных орнаментальных наборов, необходимо одновременно
вырезать фон и рисунок лобзиком. Шпон для фона и другой для
вставки наклеивают на бумагу, накладывают один на другой,
крепят в нескольких местах клеем. На верхний лист шпона
наносят контур рисунка, выпиливают лобзиком. Лист шпона
разъединяют, получают сразу два гнезда и две вставки, из
которых изготавливают два набора, противоположных по цвету.
В развитии техники маркетри и паркетри большую роль сыграли
мастера, такие как французский мебельщик Андре Шарль Буль.
Он обогатил маркетри применением наряда со шпоном ценных
пород древесины, вставок из латуни, меди, слоновой кости,
панциря черепах, перламутра. А. Ш. Буль разработал технику,
при которой пластинки из разных материалов (например -
металла и панциря черепахи), накладывались одна на другую,
зажимались в тиски, распиливались лобзиком и разрезались на
рисунки, нанесенные на верхнюю пластину, а затем элементы
рисунка, вырезанные из верхней пластинки, соединялись с
элементами фона, вырезанными из нижней пластинки. За А. Ш.
Булем во Франции работали выдающиеся мастера Жак Франсуа
Эбен и Жан Анри Ризенер. Они использовали в наборах красное,
розовое, фиолетовое дерево, палисандр, пальму, лимонное
дерево. Давид Рентген — немецкий мастер — вы полнял в конце
XVIII в. не только наборы, украшая мебель, но и декоративное
настенное панно, соперничающее с живописными полотнами.
В России мозаичные наборы получили широкое распространение
со второй половины XVIII в., когда в нашу страну стали
ввозить древесину экзотических пород. Известными мастерами
были Никанор Васильев, Федор Пряхин, Матвей Веретенников